Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Администрация муниципального образования
городское поселение Ржавки Солнечногорского муниципального района Московской области

8 (495) 944-68-84, 8 (495) 546-15-96

141552, Московская обл., Солнечногорский р-он, рабочий посёлок Ржавки

Порталы Подмосковья

Владимир Зернов: "Мы должны повысить социальный статус учителя"

8 октября 2012 Просмотров: 53

5 октября наша страна отмечает светлый и радостный праздник – День учителя.

В свой профессиональный праздник член Президиума Регионального политсовета подмосковной «Единой России», Ректор Российского нового университета Владимир Зернов поздравил своих коллег и пожелал им терпения, массу творческих идей, побольше достойных наград за нелегкий, но столь важный труд. Также он рассказал корреспонденту ER-REGION об основных проблемах, которые сейчас присутствуют в нашем образовании и о наиболее верных, на его взгляд, путях их решения.

— Владимир Алексеевич, на каком уровне сейчас находится наша система образования в целом?

— Несомненно, наука несколько изменилась, но в нашей стране она по-прежнему развивается. Что касается бесконечных стенаний о том, что уровень образования в России резко снизился,  я могу привести несколько примеров задач, которые сейчас могут решить только выпускники отечественной профессиональной школы: это и квантовый компьютер, который по производительности уже сравним с человеческим мозгом, и IT-технологии, когда наши ученые могут решать задачи, к которым в мире только подходят, и многие-многие другие направления. Это свидетельствует о том, что мы по-прежнему являемся самой передовой в мире державой, как по исследованию космоса, так и атомных технологий.

— Сейчас многие ученые утверждают, что в Советском союзе образование было намного качественнее? Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

— Во времена Советского Союза за счет утечки мозгов мы влили в западную экономику свыше 1 триллиона долларов. Это сумма неподъемная для экономики любой страны – такой вот наш подарок западу за то, что они нас подтолкнули к изменению социалистического строя. Доход любого государства, как на Западе, так и на Востоке – от специалистов, подготовленных в великом и могучем Советском Союзе, примерно сравним с теми доходами, которые мы имеем от экспорта углеводорода. Как видите, потери существенные.

— Как это сказалось на положении нашего образования в мировом масштабе?

— Сейчас наши учебные заведения проигрывают в мировых рейтингах. Я являюсь ректором ВУЗа, который находится на скамейке запасных.

К сожалению, наша система образования, не уступая в индивидуальной подготовке, полностью проигрывает в командной. И причина лежит на поверхности: все топовые западные ВУЗы являются негосударственными и представляют из себя консорциумы или холдинги – то есть объединяют как науку, так и учебный процесс.

В деле передачи знаний мы, с моей точки зрения, не уступаем западу. А вот в вопросе генерации знаний, в котором Советский Союз всегда был мировым лидером, мы, увы, стали отставать. И причина совершенно четкая и ясная: критерии оценки ВУЗов внутри страны у нас совершенно отличаются от тех критериев, которые к учебным заведениям предъявляются на мировой арене.

Я имею в виду, что в том же коммунистическом Китае или, к примеру, в КНДР – у всех конкурентная среда намного четче, чем у нас. Мы поддерживаем свои ВУЗы не столько по показанным результатам, сколько по форме учредительства.  Тем самым мы образование вталкиваем в колею нашего автопрома — его печальная участь широко известна. Чтобы образование не постигла судьба автопрома, надо срочно создавать для него конкурентную среду, а критерии оценки не должны отличаться от тех, что приняты во всем мире.

— Кроме создания конкурентной среды, к чему еще нам надо стремиться?

— Еще есть два вопроса, которые надо решить.

Первый – эффективность использования выделяемых ресурсов. Мы тратим много денег, но особых изменений не наблюдаем.

Второй – соответствие трендов нашего образования мировым. Если весь мир делает консорциумы, обращает внимание на дистанционное обучение,  если у них поддержка негосударственного сектора образования в финансовом плане растет несравнимо быстрее, чем поддержка ВУЗов, учрежденных государством — нам стоит обращать на это внимание и следовать их примеру.

Мы, к сожалению, очень часто делаем вид, что никаких проблем нет. Увы, это не так. И если мы их сейчас не решим, то в дальнейшем государству и обществу будет намного сложнее развиваться.

— Вы утверждаете, что надо следовать примеру Запада. Недавно в нашей стране был введен ЕГЭ. Многие недовольны, что тестовая система исключает человеческий фактор, есть мнения, что такой способ сдачи экзаменов ограничивает экзаменуемых, загоняет их в рамки. Как Вы относитесь к этому нововведению?

— В разговорах о ЕГЭ мы упустили тот факт, что наша система стала неконкурентоспособной внутри страны.

Например, 1 октября проводилась выставка рейтингования QS. Все ведущие вузы были приглашены принять в ней участие. Подавляющее большинство наиболее подготовленных абитуриентов из Москвы и Московской области побывали на этой выставке. Но что показательно: наряду с топовыми мировыми ВУЗами, такими как Кембридж и Оксфорд, присутствовало всего два российских высших учебных заведения, из них ни одного, как мы называем, «ведущего» российского ВУЗа. Поэтому как вы думаете, насколько изменится конкурентоспособность нашего образования, если мы сейчас отменим ЕГЭ? К сожалению, вообще не изменится.

Единый госэкзамен не является вопросом, достойным дискуссии. Это только технология приема – не более того. Главная проблема сейчас – конкурентоспособность профессиональных специалистов. Что касается контрольно-измерительных материалов – их нужно совершенствовать, менять, нужно, чтобы они отвечали задачам развития личности.

— Сейчас, в соответствии с поручением Владимира Путина, партией «Единая Россия», совместно с Министерством образования и науки РФ, запущена реализация проекта «Модернизация образования». Не могли бы Вы пояснить, что он в себя включает?

— Мы системно пытались модернизировать образование только один раз – в СССР в 1986 году. Сейчас отношение к нему и в обществе, и в профессиональной среде едино — оно никого не устраивает. Но что делается для того, чтобы его улучшить? Мы выдергиваем по нитке из плохо сшитого костюма и говорим, что он станет лучше. Увы, так не бывает. Проблемы образования можно решить только в том случае, если провести системную модернизацию.

Эта программа как раз призвана сделать так, чтобы образование отвечало мировым критериям и стало конкурентоспособным. В ВУЗах, школах и колледжах она будет реализовываться по-разному. Но основная суть — чтобы деятельность любого учебного заведения была на уровне самых передовых мировых критериев. Есть мировой рейтинг ВУЗов, например. И нам надо оценивать наши учебные заведения не по отношениям с начальством, а по тому, насколько тот или иной ВУЗ соответствует мировым критериям. Подходит он под мировые рейтинги, значит, будет в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию. Не подходит – увы, это уже не ВУЗ, а фабрика по выдаче дипломов, и не нужно государству ее финансировать.

— Вы считаете, что при помощи данного проекта можно будет добиться определенных успехов?

— Я считаю, что при помощи проекта можно немного замедлить темпы отставания и стать более конкурентоспособным хотя бы в некоторых отраслях. Не более того. Партийными проектами такие сложные проблемы, как развитие образования, не решишь. Это общегосударственный вопрос.

Если бы мы в свое время взяли за основу постановление ЦК КПСС и Совета министров от 1986 года и хотя бы частично его внедрили, то наше образование уже более 20 лет было бы в конкурентной среде. А мы оставили социалистическое образование, отбросили конкурентную среду, несмотря на наличие в стране рыночной экономики. И вот эти ножницы между рынком и социализмом мешают нам развиваться. На сегодняшний день, та же Республика Польша в мировых рейтингах представлена так же, а может и лучше, чем великая и могучая Россия. Республика Корея и бывшая небольшая часть Российской Империи под названием Финляндия представлены на порядок лучше. Если мы не хотим окончательно отстать и оказаться на обочине развития мировой цивилизации, мы обязаны как можно быстрее ввести конкурентную среду.

— В программе заявлены две основные цели, касающиеся школьного образования. Первая – создать комфортные условия для обучения детей и вторая – повысить социальный статус учителя. Это реализуемо?

— Что касается комфортных условий – это задача, которая всегда должна перед нами стоять. Но здесь моя точка зрения расходится с точкой зрения подавляющего числа специалистов. У нас дети не перегружены обучением, а, наоборот, на мой взгляд, недостаточно загружены.

Что касается повышения социального статуса школьного учителя – абсолютно правильная задача. И статус должен быть такой, который был в Советском Союзе. Учитель там был один из самых уважаемых людей. В принципе, сейчас многое для этого делается, например, 5 октября, в день учителя, будут проводиться конференции, в которых примут участие руководители государства. Я считаю, что это правильно: если мы повысим статус учителя, то обстановка в целом будет более благоприятная для решения поставленных перед нами амбициозных задач.

Тэги